.


Выставка театральной графики Бориса Бланка «ВА - БЛАНК»

        С 3 по 13 марта в Галерее Кино (Москва, ул.Малая Молчановка, д.8, стр.2) экспонировалась выставка театральной графики Бориса Бланка «ВА - БЛАНК». В день официального открытия вернисажа здесь побывал весь цвет творческой интеллигенции: художники, режиссёры, актёры, деятели театра и кино. Неотразимый - как всегда - Борис Бланк принимал поздравления и встречал гостей.
   Фотокамера Михаила Селезнёва не успевала отрабатывать фокус, фиксируя происходящее, вот приехал Борис Мессерер (народный художник РФ, действительный член РАХ) подошёл Сергей Бархин (профессор, руководитель Кафедры сценографии РАТИ, народный художник РФ), приехали представители прессы… Телеканал «Культура», уделивший внимание этому событию в театральной жизни столицы, транслировал в вечернем эфире интервью Бориса Бланка в программе Юлиана Максимова «Главная роль».
   Подробнее о проекте «ВА-БЛАНК!» его куратор, руководитель Галереи «Кино» Елена Юренева.

Интервью с Еленой Юреневой

       Все, кто работают с Бланком, практически единодушны в своих оценках творческой личности Мастера. Что бы ни делал Борис Бланк, он всегда интересен. Всегда удивляет в профессии. И в своих театральных эскизах к спектаклям современного и сценографиях классического репертуара (классику Бланк обожает, много работает с ней в театре и кино). Абсолютная творческая свобода художника в своём воплощении через форму, цвет, фактуры открывает зрителю новые элементы смысла, поражая неожиданностью решений, разрушая устоявшиеся стереотипы. «Его» Островского, Гоголя или Горького не спутаешь ни с кем.
   Следуя классическим канонам, он гениально работает с формой, поднимая содержание на самую высокую планку искусства: в театре, в кино, в живописи. Его стиль в классике узнаёшь сразу: тонко, элегантно, чувственно это Бланк!

   Среди театральной графики в экспозиции представлены эскизы к кинофильмам, которые художественно оформлял Борис Бланк. В его фильмографии много картин, вошедших в золотой Фонд российского кинематографа: «Мой ласковый и нежный зверь» (режиссёр Эмиль Лотяну), «Стакан воды» (режиссёр Ю.Карасик), «Розыгрыш» (режиссёр В.Меньшов) «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещён» (режиссёр Элем Климов) и др.( см. раздел сайта Кино- ред.) Никто из гостей вернисажа не прошел равнодушно мимо знаменитой Аллеи пионеров Бориса Бланка из всеми любимого фильма. Эскиз не просто вызывал ностальгию по тем временам, он провоцировал на импровизированные дискуссии, объединяя всех, кто готов был его купить. Но автор подарил свою Аллею пионеров Галерее «Кино».

       Один из главных вопросов любой выставки - организация пространства экспозиции.
   В Галерее «Кино» всё было на высоте. А с какой точностью расставлены акценты в экспонировании работ художника. Как только вошли в галерею, сразу прониклись атмосферой: «уют и поэзия»- лучше классика не скажешь. Это ощущение, кстати, передавалось всем присутствующим. Посетителям непременно хотелось сфотографироваться у автопортрета Бланка, на выставке их было несколько.
   А в самом центре экспозиции манила галерея портретов известных мэтров театра и кино: кто-то из присутствующих выбирал Бархина, кто-то Наумова или Ибрагимбекова. Охраняла этот праздник творчества - «Собака режиссёра Владимира Наумова». Так органично её портрет вписался в композиционное пространство. Хотелось просто поманить её и позвать с собой. «Какие глаза! Она смотрит как человек»,- заявил один начинающий сценарист.

       В день закрытия выставки мы пообщались с Музой Бориса Бланка - Александрой.
   Саша, как он нежно её называет, профессиональная художница. И её оценка для него самая важная. Она и строгий критик, и добрый друг и любимая супруга. В тот момент, когда Александра искренне благодарила Елену Юреневу (хозяйку Галереи «Кино») за сотрудничество, сразу вспомнилась фраза из интервью Елены «Борис Бланк здесь всех обуютил» (см.начало статьи). Это так и было. На этой выставке им вместе удалось создать неповторимую среду и атмосферу. Полагаю, что и его работам здесь было комфортно, и многочисленным гостям, оставившим свои чувства и впечатления в Книге отзывов.

       Вернисаж завершает свою работу и постепенно снижается напряжение всех этих дней. Складывается впечатление, что Бланк удовлетворён. В узком кругу единомышленников и друзей, он рассказывает о своих новых планах, о кино, которое очень хочет снять в этом году. Это обязательно классика. Вектор по - прежнему направлен в сторону Горького. Кстати, на выставке горьковскую тему представляла картина «Без солнца» (по мотивам А.М.Горького «На дне», реж. Ю.Карасик), но она была расположена в нише, как бы в отрыве от всей экспозиции. Мы спросили у автора почему, возможно она несёт какой-нибудь скрытый контекст.
   Борис Бланк иронично улыбнулся - «Никакой тайны. Просто художественные пропорции.
  Она сдержанна в цвете и не очень гармонирует с остальными». Но он много раз подходил к ней (мы видели -ред.) как будто разговаривал с ней , извинялся за то, что она «на обочине» (ну, это уже мои фантазии -ред.) Бланку эта тема очень близка.
   В Театре Киноактёра идёт его постановка «Русский шансон» по произведению Горького «На дне». Там те же персонажи, что и на картине, но другое художественное решение. Борис Бланк работает как сценограф и как режиссёр.
   И « его Горького» стоит посмотреть.

       Перед закрытием, Борис Бланк ещё раз обходит свои картины. Надолго задерживается у одних и быстро пробегая другие. Он смотрит на них по-отечески, добрым взглядом, полным нежности и (я бы сказала -ред.) любви, ведь они для него как дети. За каждой картиной - отдельный промежуток жизни - реально отснятый фильм или поставленный спектакль. Интересная работа и встречи с большим количеством людей : ярких, одарённых, таких же гениев как и сам Борис Бланк. В правой нише галереи сразу при входе - портрет его жены Александры и несколько автопортретов. Художник сразу представляется гостям. Очень грамотная самопрезентация. Они смотрят на автора. И в каждом автопортрете зритель видит что-то своё.
   Мы тоже увидели: и волевое начало, и твёрдый характер, и хороший вкус, и тонко разработанный сильный контекст на тему красоты и силы творца. Но Борис Бланк, конечно же, об этом не думал, и я даже знаю что он на это скажет: его ирония как стрела.
   Впечатление от выставки действительно очень мощное. Бланк поражает своим искусством цветописи. Ощущаешь такую эмоциональную вовлечённость, что эта красота, эта феерия цвета долго ещё потом не оставляет тебя. Несколько лет назад, когда Бланк давал мастер-класс по цвету и фактурам в кино, он охотно делился опытом и секретами профессии. Всем было интересно. Ему очень много задавали вопросов. Один из них: как управлять эмоциями зрителей через цветовые решения. На его выставке мы все это почувствовали.
   Здесь, в Галерее «Кино», все его работы собранные вместе, ответили на все вопросы старые, но породили и новые. Как новый смысл в монтаже по Эйзенштейну методом сопоставления. Чётко закрепились в сознании конкретные ассоциации.
   Появилось ещё одно измерение в оценке и понимании его таланта, выстроив цепочку взаимосвязей: БОРИС БЛАНК - Цвет. Форма. Красота. Эксклюзив.


<< Вернуться в раздел Выставки


Copyright 2009 @ Studio Sence. All right reserved